ХОДАТАЙСТВО ГРАЖДАН ЗАСИНЦЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КОРОЛИНСКОГО РАЙОНА МОЗЫРСКОГО ОКРУГА ПЕРЕД ЦИК БССР О ПРИСОЕДИНЕНИИ ИХ К ТЕРРИТОРИИ БССР

ХОДАТАЙСТВО ГРАЖДАН ЗАСИНЦЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КОРОЛИНСКОГО РАЙОНА МОЗЫРСКОГО ОКРУГА ПЕРЕД ЦИК БССР О ПРИСОЕДИНЕНИИ ИХ К ТЕРРИТОРИИ БССР

д. Засинцы 30 декабря 1926 г.

Мы, нижеподписавшиеся, сим заявляем, что 9 апреля сего 1926 г. Комиссия по установлению границ БССР и УССР устанавливала республиканскую границу на территории засинцевского сельсовета, не выявив согласия граждан вышеупомянутого сельсовета, основываясь на работе Паритетной подкомиссии, состоявшейся 7 апреля 1926 г., и постановлении ВЦИК ССР.
При установлении окончательных границ комиссией мы, граждане засинцевского сельсовета, все единогласно как один человек просили комиссию оставить наш сельсовет при старых республиканских границах, т.е. на территории Белоруссии по следующим нашим условиям, не позволяющим переходу на территорию Украины.

Первое: потому что большинство нашей земли, как наделенной, а также получившей из нетрудового пользования, расположено при новоустановленных границах на территории БССР, без каковой мы после землеустройства вести свои хозяйства ни в коем случае не можем, а только может привести к окончательной гибели, так как местность после установленных новых границ на территории нашего сельсовета, примыкающей к Украине, не позволяет наделения землей, что заставит необходимым произвести переселение в другие края, и нам крайне обидно, что в момент революции мы переживали непосильные налоги и все же таки не отставали от других районов, уплачивали и защищали нашу Беларусь, а впоследствии нас лишают добытых нами наших угодий; кроме того, нас при новоустановленной границе заставляют до землеустройства вести бесконечные земельные споры с гражданами и учреждениями Белоруссии, что является бессмысленным уточнением границ в то время, когда мы окончательно разограничены с украинской территорией в землепользовании, т. е. мы не имеем ни одного клочка земли на территории Украины, а Украина на нашей территории Белоруссии.

Второе: дети наши учились на белорусском языке, с которым связались, а с переходом к Украине они должны учиться на украинском языке, что нежелательно для нас другой язык как для белорусов и затраченность лишнего труда в науке, а оставаться на национальном белорусском неудобно, как не на государственном.

Третье: мы не можем ни в коем случае по характеру сжиться с людьми, проживающими на Украине, по соседству населения, как носившем частые грабежи и воровство, чем может заразиться и наше молодое поколение.

О  вышеизложенном нами было все заявлено в комиссию, а также наше нежелание о переходе на украинскую территорию, несмотря на все наши причины, внесенные в комиссию, комиссия не обратила никакого внимания, зачитала протокол комиссии, работавшей в 1925 г. по установлению границ, что якобы в заседании последней в засинцевском сельсовете работа по передаче территории засинцевского сельсовета согласована с населением на почве тяготения, что в корне является несправедливым, так как несколько раз на всевозможных собраниях мы поднимали вопрос против передачи нас к Украине, на основании чего в 1925 г. было возбуждено сельсоветом ходатайство перед ЦИК БССР об отмене передачи, и на ходатайство ответа никакого не получили по сие время.

Мы все желаем остаться на своей батьковщине Белоруссии. В тяжелые годы революции мы боролись со всеми белорусами за существование своей батьковщины и в период мирного строительства желаем жить в границах Белоруссии.

На основании вышеизложенного ходатайствуем своим всебелорусским старостой обратить внимание на нашу просьбу и оставить нас в границах нашей Белоруссии. Твердо верим, что наш верховный орган нашей страны насильно против воли слишком населенных пунктов засинцевского сельсовета не отдаст нас в состав УССР, так как интересы наши, как экономические, так и культурные и бытовые, тесно применены со всем остальным белорусским народом, хотя мы и знаем, что власти Украинской Республики, также рабоче-крестьянской, как и на Белоруссии, но по приведенным выше доводам мы все же тяготеем к Белорусской Республике.

Подлинный за надлежащими подписями, с копией верно 

НАРБ. Ф. 34. оп. 1. Д. 805. л. 93